Тримараны

Тримаран "Рак"
Яхта-тримаран
Тримаран "Карабас"
Тримаран "Черномор"
Гидрологический тримаран


Все сказанное в разделе "Катамараны" об их преимуществах перед яхтами можно смело отнести и к тримаранам. Кроме этого хочется остановиться еще на некоторых моментах.

 

Акватории северной Европы, внутренние водоемы России, сопредельных стран по большей части мелководны вблизи берегов, где парусный спорт развивается наиболее интенсивно. Естественно, плавание по фарватерам на килевых яхтах накладывает множество ограничений и дополнительных требований к квалификации экипажа, судовому снабжению, организации стоянок и мест убежищ. Гораздо проще и интересней плавать на мелкосидящих катамаранах и тримаранах, конечно, если Вы не живете в Порту Пяти Морей, где ходят только на суперяхтах.

При выборе типа и конструкции судна приходится сопоставлять плюсы и минусы того или иного варианта обводов, характера обводов, применяемого материала.

Наиболее характерно применение U - образных обводов на катамаранах серийной постройки, когда затраты на изготовление оснастки сложной формы распределяются на десятки судов. При изготовлении гоночных и уникальных судов об экономии заботятся реже, важнее ожидаемый положительный результат.

При изготовлении обычного крейсерского судна, можно подумать о путях снижения цены, чтобы Ваша "рыбка" не стала действительно "золотой".

Отметим некоторые очевидные моменты.

Ширину корпуса крейсерского "многокорпусника" не стоит делать менее 1 м: 0,3 м - проход, 0,7 м - ширина койки или стола. Высота в свету от уровня пайолов до бимсов не должна быть менее 2 м, в зависимости от роста членов экипажа. Таким образом, высота корпуса от киля составит 2,3 - 2,4 м, но иногда высота ворот Вашей мастерской может оказаться ниже (1,8 м). Если принять ширину корпуса равной 1 м, а с учетом набора - 1,2 м, то длина корпуса получится не менее 8 м, чтобы получить приемлемое соотношение длины к ширине по ватерлинии. Корпуса судов, плавающих по открытому морю с предельной скоростью проектируют узкими у ватерлинии, но с расширением выше ее, чтобы свести к минимуму потери хода от вертикальной и килевой качки. Плавание вблизи берегов и по мелководью позволяет резко развалить борта выше ватерлинии без большого ущерба для ходкости. В этом случае можно использовать обшивку, разворачивающуюся на плоскость, а уменьшение килеватости на корме может привести к увеличению скорости на полных курсах за счет появления гидродинамических сил поддержания и уменьшения смоченной поверхности при отсекании воды на острых скулах.

Всегда следим за строевой по шпангоутам, поскольку от нее зависит ходкость судна. Это обстоятельство обычно выпадает из поля зрения самопальных конструкторов многокорпусников. Над уровнем койки следует иметь свободное пространство не менее 0,7 м, а если захочется, и посидеть, то опять же придется предусмотреть 0,9 м, да еще толщина койки (не менее 0,1 м). Учет этих обстоятельств задает высоту рубки между поплавками или высоту обитаемого корпуса катамарана и, следовательно, расход материалов на постройку. В корпусе гоночного пластмассового "Солинга" легко создать и хороший быстроходный лавировщик, и неплохую лодку переходного режима, развалив корму. Ориентируясь на выбранную Вами высоту внутренних помещений от уровня пайолов, назначайте общую высоту борта от основной плоскости. Становится очевидным, что любовь к катамаранам у Вас появится при длине судна более 12 метров, а тримараны Вы полюбите значительно раньше - уже с длины 6,5 метров. Большим лодкам потребуются прочные (и дорогие) паруса. Так на судне "Байда" известного украинского конструктора И. Перестюка первые очень прочные паруса из "фильтромиткали" лопнули, чуть ли не в первый выход - другой ткани тогда еще не выпускали.

Габариты, тип парусного вооружения будет определять толщина Вашего кошелька.

Приступая к проектированию парусного судна полезно ознакомиться основами гидроаэродинамики, строительной механики, которыми тщательно насыщают студентов - кораблестроителей в институте.

Один из конструкторов создал буер с парусом - крылом с относительной толщиной профиля 20 % и не мог понять, почему, легко набирая скорость, буер не в состоянии идти со скоростью большей 70 км/час. Конкуренты, с трудом разогнавшись, шли на скорости до 120 км/час. Кто учил его считать число Рейнольдса и подбирать профиль по атласу?

Металлические или деревянные корпуса имеет смысл делать из листового материала, разворачивающегося на плоскость. Обводы в таком варианте позволят применить или фанеру или прессованные панели из легкого сплава.

Гидродинамические потери могут быть минимальными, а экономия средств - значительной. Пластмассовые корпуса чаще строят с вогнутыми поперечными сечениями, хотя большого выигрыша в ходкости или в обитаемости здесь не получить. Пологие батоксы в корме позволят в сильный попутный ветер приблизиться к режиму глиссирования, тем более что многокорпусники часто идут без крена. При необходимости, судно можно сдифферентовать на нос, как это принято у яхтсменов - швертботистов.

При равном периметре поперечного сечения у тримаранов существенно больше, чем у катамаранов, внутренний обитаемый объем.

Для постройки наших тримаранов не нужны традиционные громоздкие стапели: линии киля, скул, сломов борта, задаются в пространстве линиями кромок элементов наружной обшивки. Судно длиной до 10 метров должно иметь обшивку из фанеры толщиной 8 мм с покрытием из стеклопластика, из стеклопластика - 8 мм, при этом расстояния между любыми ребрами жесткости не должно превышать 300 мм. Ребрами жесткости могут служить опоры и стенки диванов, полочек, пайолов и изломы обшивки.

Металлические листы и панели соединяют сваркой, фанеру, стеклотекстолит собирают в длинные полосы, стыкуя на накладных планках, которые после сборки корпуса снимают, стыки проклеивают стеклопластиком. Вдоль обязательно скругленных кромок заготовленных листов обшивки на расстоянии 15 мм сверлят отверстия с шагом от 100 до 150 мм. Затем корпус сшивают проволочными скрутками, отслеживая плавность пространственных линий стыковки. Молотком сплющивают проволоку с наружной стороны, и стыки проклеивают стеклопластиком. Для проверки симметричности корпуса от форштевня к корме протягивают проволочную струну. Далее крепят скуловые и привальные брусья, транец (10 мм бакелизированной фанеры с обвязкой из брусков сечением 30 х 60 мм). Проверив симметричность, удаляют проволочные скрутки изнутри и проклеивают стыки стеклопластиком. В районе установки швертового колодца крепят подушки - брусья на клею и болтах. Для сомневающихся в прочности судна рекомендуем начать сборку судна с изготовления "закладки" - килевого бруса сечением 100 х 120 мм, соединенного с брусом форштевня сечением 100 х 100 мм и с транцем на корме. Конструкция корпуса и технология сборки не раз описывались в журнале "Катера и яхты" в книге Д. А. Курбатова "15 проектов".

Эскизы общего расположения делаются с учетом любви к комфорту Вашего заказчика. Эти эскизы являются основой для разработки конструкции корпуса.

 

 

При проектировании многокорпусника придется учесть, что:

  1. Обитаемость лучше и легче обеспечить на тримаране, если судно имеет длину до 12 м.
  2. Остойчивость контролируется легче на тримаране.
  3. Прочность легче обеспечить на тримаране.
  4. Скорость выше у катамаранов.

 

Необходимо знать:

  1. Судно гоночное, чартерное, клубное или семейный крейсер.
  2. Материал корпуса, цех-изготовитель (профессиональные судостроители или любительская мастерская).
  3. Какие пресса в наличии и гибочные валки.
  4. Если сварка - вид сварки (пост), опыт сварки.
  5. Если пластик - вид смол, армирующего материала.
  6. Обеспечит ли прочность парусов выбранные габариты судна, то есть свободны ли Вы в выборе парусов и парусного вооружения.
  7. Как часто предполагается выходить на берег или лед.
  8. Хранение или перевозка в собранном-разобранном виде, вид транспорта.
  9. Где заказывается отделка (обстройка) судна, уровень - наша фанера, красное дерево, род клея.
  10. Где заказываете, изготавливаете судовое снабжение и оборудование.
  11. Район плавания.
  12. Число постоянных мест - коек.
  13. Душ, гальюн, камбуз.
  14. Навигационное оборудование.
  15. Двигатель - тип.
  16. Остроскулый или круглоскулый.
  17. Шверты - кинжальные или вращающиеся.
  18. Якорный шпиль - ручной или с электроприводом.
  19. Отопление: диз.топливо, электричество, спирт, керосин.
  20. Зарядка аккумуляторов: двигатель, солнечные батареи, ветроустановка.
  21. Автопилот, GPS, эхолот.
  22. Тузик, плот.
  23. Число женщин на судне.
  24. Какая организация будет согласовывать проект или его утверждать: Регистр России, Инспекция по маломерному флоту, Бюро Веритас (Скандинавия), Германский Ллойд.



Самое быстрое и самое красивое судно Волгограда.
Слаба мачта, поперечные балки. Большая килеватость на корме.


Эскиз для создания сверхбыстрых судов



Схема построения обводов корпуса


––––––––––––– Сечение по шпангоуту мореходного судна
–  –  –  –  –  –  – Сечение по шпангоуту с использованием корпуса яхты "Солинг"
– · – · – · – · – · – Сечение остроскулого корпуса из листовых материалов
– · · – · · – · · – · · Сечение корпуса из фанеры или прессованных панелей