В ближайшие годы судовладельцы окончательно добьют остатки флота

Обновление флота – наиболее актуальная тема для российской рыбной отрасли. Как видится эта проблема из КНР – мирового лидера судостроения?

Всегда есть вопросы, на которые хочется получить прямые и однозначные ответы. Тем более если тема для разговора выбрана не случайно, а давно стала «больной» для всех, кто с ней сталкивается. О проблемах российского судостроения через призму китайского опыта журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал генеральный директор представительства в КНР – «Russian Virtus Co., Ltd Office In Dalian» Виктор Карпов:

– Общий секрет успеха для всей китайской промышленности: заимствование зарубежных технологий, сбалансированность экономики и низкие цены. По итогам прошлого года Китай вышел на первое место в мире по объему судостроения, обогнав Южную Корею, которая получила более 9 млрд. долларов США, а Китай лишь около половины этой суммы. Это говорит о том, что стоимость строительства судов в КНР в два раза ниже.

«Секрет их успеха, а нашего провала, прежде всего, в человеческом факторе – трудовых ресурсах», – уверен собеседник журнала. – «Спросите наших молодых людей, кто желает работать на заводе сварщиком, маляром, дизелистом, крановщиком, фрезеровщиком, электриком и т.п.? Нет желающих. А в КНР любой труд желаем и почетен, молодежь охотно осваивает самые разные специальности, рабочие стараются усовершенствовать свой опыт и повысить квалификацию. В институтах КНР готовится целая армия конструкторов-проектировщиков и инженеров-корабелов различных специальностей. Все они проходят практику на заводах и совместных предприятиях. Отличников посылают на учебу и для прохождения стажировки в США, Японию и Южную Корею».

Китайские судоверфи оборудованы современным оборудованием и механизмами. Всегда под рукой служебно-вспомогательный флот и плавучие краны грузоподъемностью от 100 до 5000 тонн. Хорошо развита и отлажена транспортная система. Все это в комплексе и позволило КНР стать ведущей мировой державой по судостроению. При этом никаких особых преференций ни для судовладельцев, ни для заводов нет. Все гражданские суда строятся на внутри страны – быстро, качественно, дешево. Банки охотно предоставляют кредиты под приемлемые проценты. Верфям легко работается, все необходимое под рукой. Строительство флота на экспорт поощряется возвратом НДС – 17%.

- Россия пока абсолютно не готова брать пример с лидера, уж слишком много у нас противоположностей и разные подходы к делу. Мы только говорим, обещаем, рассуждаем, но ничего не делаем. На моем веку провалилось, не начавшись, несколько программ по обновлению и возрождению российского флота. Китайцы молча, без победных реляций обеспечивают практически весь мир судами, различными товарами и продовольствием, – считает Виктор Карпов.

По его словам, в китайском Даляне ежегодно ремонтируется по 80-100 российских судов. По всему Китаю, очевидно, раза в два больше. В период кризиса заявок на судостроение не поступало, но теперь судовладельцы активизировались и начали вести переписку и переговоры о строительстве морских промысловых судов и транспортных рефрижераторов, а также изыскивать средства на эти цели.